Дети осели в модной соцсети

Интернет не будет прежним. Забудьте о привычных Facebook, WhatsApp, «ВК» и даже передовом TikTok. Они больше не в моде. Подростки уходят из этих сетей и не хотят возвращаться — теперь у них есть Zepeto. Там они фотографируются, общаются, дружат, ищут пару и… лежат в постелях друг друга.

Зепе… что?

Zepeto — социальная сеть из Южной Кореи, где вместо обычного профиля вы заводите аватара, человечка, который будет вас представлять. Таких называют «зепетами» — с их помощью можно общаться с другими пользователями, смотреть их аккаунты и даже фотографироваться во фривольных позах.

В последнее время Zepeto рвёт чарты — в конце ноября возглавила рейтинг App Store по скачиваемости, обогнав WhatsApp, YouTube и Instagram. Затем вышла на первое место в разделе «популярное». Сейчас соцсеть чуть сдала позиции, но стабильно держится в первой десятке: зарегистрировано почти четыре миллиона профилей, в основном подростков. О программе написали ведущие СМИ, в том числе российские. Блогеры посвящают приложению ролики, а в «ВК» вырастают тематические группы. Обо всём этом вы, скорее всего, слышите впервые — в отличие от местной детворы. И это очень плохо.

Если вы ничего не знали о Zepeto, то не просто пропустили соцсеть нового поколения. Вы не в курсе, чем занят ваш ребёнок, племянник и младший брат. Потому что подростки оккупировали эту площадку и ведут там свою жизнь.

Следом за ними в дивный новый мир шагнут и остальные — хотите вы того или нет. 4PDA погрузился в Zepeto на несколько дней, чтобы выяснить, как выглядит сервис будущего и при чём тут обвинения в разврате и слежке за пользователями. Итоги нашего эксперимента — в этой статье.

15 миллионов заслуг

Первое, что просит сделать программа, — разблокировать камеру, чтобы отсканировать ваше лицо и создать аватара «по образу и подобию». Правда, с нашим зепетом вышла накладка — он почему-то оказался чернокожим, хотя автор текста вполне себе бледного вида. Пришлось лезть в настройки и кардинально менять внешность: благо тут куча ползунков, как в The Sims.

Пап, не лезь!

Когда с лицом и кожей всё устаканивается, игра открывает виртуальный гардероб. Наряжайтесь как угодно: можно нацепить леопардовую юбку, дутый пуховик или рваные джинсы. А то и всё разом. Затем — решить, каким жестом встречать гостей. Есть приветствия из Fortnite, есть дэб и флекс. Если ничего не поняли, скажем проще — в наличии весь арсенал забавных движений, которые подростки тиражируют в интернете.

И тут же проблема — одежда и приветствия стоят внушительных денег, а работа одна: выбивать монетки в местном аналоге Flappy Bird. Ещё можно смотреть рекламу и выполнять миссии, но эта функция недавно отвалилась и непонятно, когда её починят. Следующий этап — обустройство жилища. Выбираем цвет пола и стен, вешаем плакат с привидением или часы, ставим шкафы с книгами и растениями. Зачем всё это? Чтобы соблазнить других зепетов, конечно! Есть два способа начать общаться: узнать личный зепето-код пользователя либо просто выйти из комнаты.

Знакомства в Zepeto устроены по-стариковски: чтобы кого-то «подцепить», надо выйти на улицу.

Когда решитесь, ваш персонаж телепортируется на Z.Street. Через перекрёсток ходят другие аватары: если по ним щёлкнуть, зепет остановится, высветится его приветствие и ссылка на профиль. Там же можно и подписаться: во-первых, человеку приятно, во-вторых, так удобнее беседовать и ходить в фотобудку.

Фотобудка — место силы и причина популярности приложения. Функцию добавили 21 ноября, и с тех пор аудитория Zepeto резко выросла: народу понравилось вклеивать себя и других в разные сюжеты. Устроено просто: вы можете выбрать какую-нибудь фиксированную позу, наложить её поверх реальной фотографии, досыпать рисованных всполохов-фейерверков — и сцена готова. Выглядит это примерно так:

Пап, не лезь!

Однако юзеры редко фотографируются в одиночку — обычно в компании других зепетов. Чтобы сделать совместное фото, не нужно разрешение или присутствие владельца аватара — достаточно того, что он просто есть у вас в контактах. Вы берёте своего персонажа, дёргаете скин другого и придаёте парочке, например, «романтическую позу». При должной фантазии сцену можно поместить в любой контекст — например, уложить в ванну двух обнимающихся зепетов-мужчин. Или в кровать. Конечно, аудитория быстро распробовала AR-возможности, и немедленно начала собирать сценки, от которых некоторые законотворцы схлопотали бы инфаркт.

Поскольку сейчас нельзя вести полноценный блог, то удачные кадры растекаются по Instagram, где производят фурор. Например, у официального канала больше миллиона подписчиков, а зепосты даже не очень популярных аккаунтов собирают сотни лайков. При этом вокруг сервиса периодически вспыхивают скандалы.

Zepeto обвиняют в подслушивании, сливе данных и заработке на детях. Добавим от себя: мы боимся, что о приложении вскоре узнают педофилы.

Леденец

«Удалила Zepeto!!! Оказывается, оно нас подслушивает!!! Поднесла телефон к уху, а там динамик шипит!!!» — распространённый комментарий наивных пользователей. С подобными заявлениями выступают и блогеры, и обычные пользователи. Истерия разрослась до того, что вмешались крупные зарубежные издания вроде Newsweek — и установили, что никто ничего не подслушивает. Об этом заявили и авторы приложения: мол, геолокацию не включаем, а микрофон работает только в том случае, когда надо снять короткое видео.

photo_2018-12-14_14-57-15 (2)

При этом корейская разработка не скрывает, что пылесосит кучу личных данных, от номера телефона до модели смартфона. Более того, вся информация уходит рекламным компаниям, которые распоряжаются сведениями как посчитают нужным. Авторы на этом зарабатывают, но лишь частично — основной доход всё же поступает от вложений пользователей.

Впрочем, это не самая большая проблема. В конце концов, любой уважающий себя сервис не стесняется торговать личными данными своей аудитории — Zepeto лишь следует тренду, который задали «старшие товарищи». Вопрос в другом: как быстро о приложении узнают не подростки, а леди и джентльмены с нездоровыми наклонностями?

Случай с Kwai и детскими онлайн-играми показал: если в какой-то соцсети много подростков и мало взрослых, туда обязательно нагрянут тёмные личности. Скорее всего, Zepeto не избежит их участи. Сервис идеально подходит для аморальных дел, ведь лица не видно, имени тоже, можно писать что угодно и кому угодно, прикрываясь аватаром.

Плюс соцсеть в принципе построена на обмене фотографиями, включая амурные. Да, сперва они постановочные и с участием зепетменов. Но кто мешает перенести фотоохоту в реальность? И просить собеседника снять себя не в приложении, а в жизни? «Вот мой код, давайте вместе фотаться в Zepeto, сюда пишите тоже», — в тематических сообществах россыпь таких объявлений, и все они от несовершеннолетних детей, обычно девочек.

Негодяи есть в любой соцсети. Где угодно может объявиться монстр, который попросит вашу дочь снять майку на камеру. Но Zepeto создаёт идеальные условия, будто специально приглашая педофилов.

Пап, не лезь!

Впрочем, это лишь наши опасения. А реальность такова, что подобным проектам сулят большое будущее. Да, «соцсети с аватарками» были и раньше: история знает Second Life, сервисы Xbox с Nintendo и даже культовую игру «Дом-3». Однако сейчас другой расклад, и благодаря Instagram затёртая идея обрела вторую жизнь.

В мир ворвались виртуальные блогеры — трёхмерные модели, которых «вклеивают» в настоящие фотографии. У самого популярного «цифровика» — полтора миллиона подписчиков. Их странички ничем не отличаются от обычных. Они тоже много путешествуют, тыкают в камеру филейные части тела и спамят раздражающими цитатами о «смысле жизни». Но их не существует — это работа художника и 3D-моделера.

Зато цифровой шоумен не запросит высокий гонорар, не уйдёт в запой или депрессию, не удалит со злости канал и не наговорит нацистских глупостей. Так зачем тогда нужен источник постоянных проблем? Особенно, если его можно заменить на яркого, красивого и «мимимишного» аватара? Сейчас у зепето-блогеров не так многоподписчиков, но это лишь вопрос времени. Бизнесмены это понимают и уже вкладывают в авторов Zepeto десятки миллионов долларов. Интернет будет всё фальшивее и ярче — впрочем, кто сказал, что это плохо?

Интернет меняется. Соцсети тоже. Вчера на коне был TikTok, сегодня Zepeto. И общество поливало эти приложения грязью — слишком они яркие, слишком легкомысленные. При этом никто не попытался выяснить, что же происходит в «соцсетях для детей». А ничего — там поют, танцуют, общаются и создают персонажей. Как и в вашем детстве.

Сообщение Дети осели в модной соцсети появились сначала на Интернет портал.